Строительство в Москве и в России

Строительство и ремонт, образовательный проект


Специальная педагогика

Специальная педагогика — это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Содержание

Объект и предмет специальной педагогики

Объект специальной педагогики — личность ребёнка, имеющего функциональные отклонения в психофизическом развитии, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.

Предмет специальной педагогики — процесс обучения и воспитания детей с недостатками в развитии.

Структура специальной педагогики

  1. дошкольная;
  2. школьная;
  3. специальная педагогика взрослых.

Основные категории специальной педагогики

Специальное образование — дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с особыми образовательными потребностями создаются специальные условия.

Коррекционно-воспитательная работа — система специальных педагогических мероприятий, направленная на ослабление или преодоление недостатков (дефектов) в развитии.

Специальное обучение — специальный целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося с целью передачи и усвоения знаний.

Специальное воспитание — специальное воздействие на сознание и поведение человека с нарушениями в развитии с целью формирования социально устойчивого поведения и положительных черт личности, обеспечивающих подготовку к жизни и труду.

Реабилитация — это система медико-педагогических мер, направленных на включение ребёнка с проблемами развития в социальную среду; приобщение к общественной жизни и труду на уровне его психофизических возможностей.

Абилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения патологических состояний у детей раннего возраста, ещё не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться и т. д..


Лицо с ограниченными возможностями — это лицо, имеющее физические и(или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий.

Аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения от норм физического и психического развития.

Дефект — физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребёнка.

Аномалия — Патологические отклонения от нормы в функциях организма или его частей; отклонение от общих закономерностей развития.

Коррекция — это система педагогических мер, направленных на исправление или ослабление недостатков психофизического развития детей.

Компенсация — это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.

Основные направления специальной педагогики

  1. Научно-теоретическая разработка основ коррекционно-педагогической работы;
  2. Совершенствование психолого-педагогического изучения лиц с отклонениями в развитии;
  3. отбор оптимальных форм и содержания коррекционно-педагогической работы;
  4. Совершенствование системы подготовки специалистов для коррекционно-педагогической работы;
  5. Совершенствование системы управления и организации коррекционно-педагогической работы в системе специального образования.

Основные принципы специальной педагогики как науки

  1. Принцип коррекционной направленности, обучения и воспитания.
  2. Принцип комплексного подхода к диагностике и реализации потенциальных возможностей детей в обучении и воспитании.
  3. Принцип ранней медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций.
  4. Принцип достижения уровня общеобразовательной профессионально-трудовой подготовки необходимого выпускникам школ для последующей социальной адаптации.
  5. Принцип дифференцирующего подхода в коррекционном обучении и воспитании детей с нарушениями развития.
  6. Принцип непрерывности дошкольного, школьного и профессионального обучения детей с нарушениями развития.

Цели и задачи специальной педагогики

Основная цель специальной педагогики — выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребёнка, исправление функциональных нарушений психической деятельности, поведения, личности.

Задачи специальной педагогики:

  1. изучение педагогических закономерностей развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности;
  2. определение и обоснование коррекционных и компенсаторных возможностей в соответствии со структурой дефекта;
  3. определение, обоснование и построение педагогических классификаций аномалий;
  4. изучение закономерностей специального образования лиц с ограниченными возможностями;
  5. разработка коррекционных и реабилитационных программ, а также форм, методов, средств специального обучения и воспитания;
  6. изучение и осуществление процесса социального и средового адаптирования и интегрирования лиц с ограниченными возможностями в общество, их профессионального ориентирования;
  7. исследование и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения нарушений в развитии.

Разделы специальной педагогики

  1. Сурдопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями СЛУХА (глухих, слабослышащих, оглохших).
  2. Тифлопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями ЗРЕНИЯ (слепых, частично и слабовидящих).
  3. Логопедия — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями РЕЧИ при сохранном слухе.
  4. Олигофренопедагогика — наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.


Связь с другими науками:

  1. Педагогика — наука о законах воспитания и образования детей и взрослых.
  2. Психология — наука о порождении, развитии и функционировании многомерного мира психических явлений, обеспечивающих регуляцию поведения человека и животных в ходе эволюции жизни на нашей планете.
  3. Физиология — комплекс естественно-научных дисциплин, изучающих общие и частные закономерности функционирования и регуляции биологических систем разного уровня организации.
  4. Дефектология — наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.
  5. Специальная психология — отрасль психологии, изучающая особенности психики людей, для которых характерно отклонение от норм развития, вызванное врождёнными или приобретёнными дефектами.
  6. Социология — наука об обществе.
  7. Невропатология — наука об органических и функциональных болезнях нервной системы.
  8. Патологическая анатомия — наука, изучающая отклонения в строении организма.
  9. Патофизиология — наука о закономерностях возникновения, развития и течения патологических процессов.
  10. Общая и Медицинская генетика — наука о законах наследственности и наследственных заболевания.
  11. Психопатология — наука, изучающая болезни психики, их причины, течение, предупреждение и лечение.
  12. Детская психиатрия  — наука, изучающая психопатологические проявления в детском возрасте.
  13. Отоларингология — наука о заболеваниях уха, носа, горла.
  14. Офтальмология — наука о заболеваниях органов зрения.
  15. Патопсихология — отрасль психологии, изучающая изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга.

Система общего и спец.образования в РФ (ВИДЫ ШКОЛ)

  1. для глухих;
  2. для слабослышащих;
  3. для слепых;
  4. для детей с остаточным зрением;
  5. для детей с тяжёлой речевой патологией;
  6. для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  7. для детей с ЗПР (задержкой психического развития);
  8. для детей с нарушениями интеллекта.

См. также

Ссылки

  • http://ikprao.ru/
  • Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 5/2002, О. И. Кукушкина, статья «Коррекционная (специальная) педагогика».

Литература

  1. Словарь-справочник. «Дефектология» / Под ред. Б. П. Пузанова — Москва: Новая школа, 1996.
  2. Словарь-справочник. «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. В. Новотворцева — Москва: Академия развития, 1999.
  3. «Коррекционная педагогика» / Зайцев И. А., Кукушин В. С., Ларин Г. Г. и др. — Ростов н/Д.: Март, 2002.
  4. «Основы коррекционной педагогики» / А. Д. Гонеев и др. — Москва: Академия, 2001.
  5. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Под ред. Г. Ф. Кума-риной. — Москва: Академия, 2001.
  6. «Коррекционная педагогика» / Поваляев М. А. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  7. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Под ред. Г. Ф. Кума-риной. — Москва: Академия, 2001.
  8. «Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия» — СПб., 2000.
  9. «Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка» / Семаго М. М. — Москва: Аркти, 1999.
  10. «Специальная педагогика» / Н. М. Назарова — Москва
  11. «Специальная педагогика. Хрестоматия» / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин — Москва, 2008.
  12. «Сурдопедагогика» / М. И. Никитина — Москва, 1989.
  13. «Сурдопедагогика» / Е. Г. Речинская — Москва, 2005.
  14. «Лечебная педагогика» / Е. М. Мастюкова — 1997.
  15. «Абелитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха» — СПб, 2007.
  16. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» / Е. М. Мастюкова, Московкина — Москва, 2004.
  17. «Дети с задержкой психического развития» / Власова, Лубовский — Москва, 1984.
  18. «Отбор умственноотсталых детей в спец.учреждения» / С. Д. Забравная — Млсква, 1988.
  19. «Дошкольная олигофренопедагогика» / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева.
  20. «Тифлопедагогика» / А. Г. Литвак — 2007.